«Ёжик в тумане» признан лучшим мультипликационным фильмом планеты на «Мультипликационном фестивале Лапута», состоявшемся в Токио 26 мая 2003 года. Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.
Эта мультипликационная лента была снята на киностудии «Союзмультфильм» в 1975 году. За дело взялся режиссер Юрий Норштейн. Ныне кавалер Ордена Восходящего Солнца, который он получил «за исключительные заслуги перед Японией». Учитель лучших мультипликаторов мира, которые не стыдяться признаться в его бесконечном влиянии на свое творчество.
В основу мультфильма легла сказка Сергея Козлова. В то время фраза «счастливое советское детство» упоминалось в прессе с завидной регулярностью и абсолютной серьезностью. Мультфильмы и детские фильмы были пропитаны октябрятским задором и исключительной веселостью. Сергей Козлов, написав цикл сказок о Ежике и Медвежонке, напомнил, что дети могут быть грустными, задумчивыми, молчаливыми и тихими. Могут смотреть на мир понимающими глазами и отождествлять себя с сумерками.
Идея вдохновила Норштейна и весь «Союзмультфильм». Это была маленькая трогательная история о том, как Ежик собрался к своему другу Медвежонку чай пить с малиновым вареньем и звезды считать. «Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева - Ёжика». Вот только попал в туман, и все в мире вдруг перемешалось и запуталось. И в конце концов среди перекувыркнувшегося мира на месте оказались друг, тепло самовара с можжевеловым дымком... И лошадь где-то там, в таинственном тумане.
Туман в мультфильме был создан с помощью подручных средств, это был чуть ли не первый мультипликационный спецэффект. Фигурку ежика клали на белый фон, а сверху - тонкую кальку. Картинка проецировалась на экран, и в этот момент кальку начинали приподнимать - Ежик растворялся в тумане.
А сам главный герой ленты был срисован с писательницы Людмилы Петрушевской, которая в то время работала с Норштейном над сценарием другого его мультфильма «Сказка сказок». Озвучивала же его актриса Мария Виноградова, голосом которой говорили до этого Одри Хепберн и дядя Федор из Простоквашино.
Но стоит заметить, что Норштейн довольно сильно изменил и сюжет, и настроение сказки. Он перерасставил акценты, добавил неиспользованные Козловым штрихи и детали. Что называется, напустил тумана. В итоге мультфильм получился очень тонким, взрослым, в котором сквозь марево проглядывают разгадки вопросов вселенской важности.
«Ежик в тумане» - довольно психологичный мультфильм. Кстати, психологи говорят, что с помощью него можно проверить эмоциональный фон ребенка. Если он смотрит мультик спокойно, не тревожится и понимает, что все будет хорошо, то у него стойкая психика и оптимистичный взгляд на мир. А если он каждый раз бурно переживает за героев и внутренне сжимается, он - меланхолик.
Но в одном согласны и психологи, и родители - ребенок, чьим любимым мультиком с детства стал «Ежик в тумане», вырастет тонко чувствующим и созерцательным человеком, человеком, замечающим вокруг себя обыкновенные чудеса. Особенно сейчас, когда среди яркой компьютерной графики карандашный Ежик выглядит еще более растерянным и заблудившимся... К тому же, кто, если не он, научит считать звезды? /Дарья Печорина /