«Ка́рты, де́ньги, два ствола́» (англ. Lock Stock and Two Smoking Barrels) — художественный фильм, чёрная комедия 1998 года.
Фильм не рекомендуется к просмотру детям до 16 лет.
«Карты, деньги, два ствола» стал первым полнометражным фильмом Гая Ритчи, до этого работавшего клипмейкером. Критики восприняли фильм неоднозначно, многие объявили его вторичным, подражанием «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино, но зрители оценили ленту: в мировом прокате фильм собрал 25 миллионов долларов, что для Великобритании является серьёзным успехом.
«Карты, деньги, два ствола» получил 12 крупных международных и внутренних наград.
Английское название фильма
Оригинальное название является игрой слов, поскольку в основе содержит старую английскую идиому «lock, stock and barrel» (цевье, затвор и ствол), соответствующую нашему «всё и сразу»[1]. Поэтому в русском буквальном переводе смысл теряется довольно сильно.
Сюжет
Четверо более или менее авантюрно настроенных лондонских друзей — Эдди, «Толстый» Том, «Мыло» и «Бекон» собирают по 25 тыс. фунтов стерлингов, чтобы обеспечить Эдди возможность принять участие в карточной игре на очень крупные ставки. Эдди весьма удачлив в картах, вследствие чего компания рассчитывает сразу впятеро окупить свои паи. Сеанс игры организует некий Гарри «Топор» Лансдейл — жестокий гангстер, владелец сексшопа, карточный шулер и коллекционер старинного огнестрельного оружия. Узнав от своего помощника, внушающего страх бандита Барри «Крестителя» (другой вариант — «Баптиста»), о редкостной силе игры Эдди, Гарри решает мошеннически подстраховаться: во время игры Барри будет подсматривать за картами Эдди с помощью скрытой телекамеры и незаметно сообщать Гарри о положении дел.
В ходе игры, первоначально успешной для Эдди, Гарри, уже знающему, что он ничем не рискует, удаётся убедить Эдди согласиться на огромную ставку — 250 тыс. фунтов. Подло обманутый Эдди проигрывает — теперь он должен Лансдейлу полмиллиона. Через другого своего подручного, «Большого» Криса, хладнокровного громилы и заботливого папаши, Гарри предлагает отцу Эдди, Джейди, в качестве долга отдать принадлежащий ему бар (как оказывается, много лет назад Джейди крупно обыграл Лансдейла, и тот решил когда-нибудь отомстить).
Попутно Гарри, обнаружив в аукционном каталоге два ценных старинных ружья и не желая легально выкладывать за них круглую сумму на грядущих торгах, поручает Барри выкрасть эти ружья у хозяина. Для этого Барри нанимает двух глуповатых мелких преступников, Гэри и Дина, которым, проникнув в нужный дом, не без приключений, но всё же удаётся похитить из антикварного шкафа (как и было им сказано) всё находящееся там оружие. Помимо этого они забирают ещё два «каких-то мушкета» (кои и оказываются в итоге теми самыми нужными ружьями). Памятуя, что Барри интересовало исключительно оружие из шкафа, Гэри и Дин решают распорядиться «лишними» ружьями по-своему и, совершенно не подозревая об их истинной стоимости, ещё до передачи награбленного Крестителю продают их по дешёвке богатому, хотя и трусоватому скупщику краденого Нику «Греку», который тоже в силу малой образованности никак не догадывается о ценности попавшего к нему огнестрельного антиквариата.
Тем временем живущий рядом с Эдди «Дог» (по-русски — Пёс), глава небольшой, но жестокой банды, решает ограбить тоже небольшую, но весьма успешную квартирную нарколабораторию. Планк, член банды Дога, давно покупает марихуану в этой лаборатории. Он выясняет положение дел, и докладывает Догу, что пресловутые «ботаники» — настоящие «непуганные хиппи», никоим образом не беспокоящиеся о собственной безопасности, несмотря на то, что выручают за производство наркотиков очень большие деньги. Док составляет план ограбления.
Эдди с друзьями пытаются придумать, как за неделю достать 500 тыс. фунтов, но ничего дельного им в голову не приходит. Через тонкую стенку Эдди случайно слышит совещание банды Дога о планируемом субботнем грабеже и от безысходности решает сам с помощью друзей ограбить соседей, когда те вернутся с запланированного дела. Через Тома они предлагают Греку приобрести у них большую партию марихуаны, которую намереваются добыть. Ник соглашается, сообщив, что знает человека, которому можно сбыть товар, и заодно продаёт Тому те самые старинные ружья, которые только что продали ему Гэри и Дин.
Барри, осмотрев награбленное Гэри и Дином оружие, не находит среди них нужных Лансдейлу ружей. Выяснив положение дел, он ультимативно приказывает непутёвым воришкам вернуть ружья, застращав приятелей до полусмерти. Напуганные взломщики звонят об этом купившему ружья Нику, но тот сообщает, что уже успел перепродать оружие и теперь ничем не может помочь. Попутно Ник с целью сбыта обещанной ему марихуаны обращается к Рори «Ломщику» — слегка карикатурному и неврастеничному, но крайне опасному главе банды англоафриканцев. Получив от Грека заверения, что «товар» будет высшего качества, Рори соглашается взять оптом всю будущую партию.
Банда Дога отправляется на дело. Вопреки ожиданиям преступников, ситуация развивается с различными осложнениями, мало того — случайно оказавшейся среди «ботаников» девушке удаётся даже застрелить одного из налётчиков, но всё же в итоге Дог и оставшиеся подельники увозят из разгромленной лаборатории находящееся там большое количество денег и марихуаны. Но в логове их уже поджидает притаившаяся компания Эдди — друзья скручивают захваченных врасплох бандитов и угоняют их фургон со всей добычей. Оставив всё в квартире Эдди, квартет авантюристов отправляется отмечать успех.
Дог, предельно разъярённый унизительным ограблением, угрожающе требует у своих сообщников в кратчайшие сроки разыскать наглецов. Когда те возвращаются ни с чем, он в бешенстве хватает Планка и кидает его об стену. Тонкая стена проламывается; голова Планка оказывается с в квартире Эдди, где он в озадаченности видит несколько микрофонов, которые Бекон перед ограблением использовал для подслушивания происходящего у Дога. В квартире оказывается и награбленный товар, после чего Дог решает незамедлительно устроить у Эдди засаду.
Ник Грек, как и было ему обещано, получает пробный пакетик с марихуаной и доставляет его Рори. Тот, в свою очередь, распоряжается передать пробу на анализ «Белоснежке и гномам», которыми, как оказывается, и являются ограбленные «ботаники», работавшие именно на Рори. Тот, узнав о том, что Ник намеревался продать ему фактически украденный у него же товар, призодит в ярость и требует от скупщика объяснений. Узнав, что поставить марихуану обещали Эдди и друзья, Рори немедленно выезжает на квартиру к Эдди, где хозяина уже ждут в засаде люди Дога. Начинается перестрелка, в которой погибают все члены обеих банд, кроме самого Дога, который, уклонившись от схватки и прихватив сумку с деньгами и два ружья, лежавших в квартире Эдди, скрывается, выпрыгнув в окно. Тем не менее, едва выбравшись на улицу, он сталкивается с Большим Крисом, которого прислали напомнить Эдди о долге. Крис, видя ружья и сумку, без долгих раздумий забирает и то, и другое, отправив Дога в нокаут ударом головы. Свидетелями этой сцены становятся Гэри и Дин, узнавшие от Ника Грека, кому тот продал ружья, и следившие поэтому за квартирой Эдди в надежде их похитить. Отобрать ружья у Криса воришкам не хватает смелости, поэтому они следуют за ним, пока тот не скрывается в офисе Гарри.
Эдди и друзья прибывают домой. Обнаружив в квартире разгром и гору трупов, они поначалу впадают в шоковое состояние. Но поскольку роковой день расплаты с Гарри уже наступил, им не остаётся другого выхода, как позвонить Лансдейлу, ни на что не надеясь. Однако Гарри, которому Большой Крис уже доставил и деньги, и ружья, уведомляет Эдди, что дело с долгом улажено, но возникли вопросы о ружьях, для разъяснения которых Эдди и должен немедленно прибыть к нему. Озадаченный Эдди ничего не говорит друзьям и они едут к Лансдейлу.
Гэри и Дин, наблюдающие за офисом Гарри, видят Криса, выходящего оттуда уже без ружей. Посчитав это последним шансом заполучить вожделенные «стволы» и понятия не имея, что Крис работает на того же хозяина, что и Барри Креститель, парочка преодолевает робость и решается на вторжение в контору. В итоге Дин, натянув на голову чулок и держа пистолеты дулами кверху, ударом ноги распахивает двери кабинета Гарри и, увидев его у стола с одним из ружей в руках, замирает, не будучи готовым к такому обороту дела. События развиваются стремительно: Гарри, тоже поначалу поражённый наглым появлением вооружённого незнакомца, быстрее приходит в себя и стреляет в Дина, поскольку как раз успел зарядить ружьё незадолго до этого; несчастный грабитель от выстрела вылетает в коридор к ужасу оставшегося за дверью Гэри. Гарри вторым выстрелом добивает Дина; испуганный, но разгневанный Гэри в отчаянии хватает пистолеты напарника и шагает на Лансдейла, стреляя с обеих рук. Тем временем Барри Креститель, видимо, как обычно дремавший в кресле у распахнутых дверей, просыпается от выстрелов и, видя кого-то, стреляющего в его босса, не раздумывая умелым броском вонзает ему в спину топорик; сражённый Гэри, не глядя, наудачу стреляет назад, попадает Барри в живот и из последних сил оборачивается. Оба изумлённо узнают друг друга и умирают.
Появляются Эдди и его друзья. Они вновь шокированы, второй раз за день обнаружив скопище трупов. Немного отойдя от увиденного, они забирают деньги и собираются уйти, но Том, увидев валяющиеся у стола ружья, задерживается для того, чтобы осторожно подобрать их и тоже забрать с собой.
Большой Крис, вернувшись от Гарри, сталкивается с тем фактом, что за время его отсутствия Дог, пришедший в себя (и, в который раз, в бешенство), выследил его машину и захватил в заложники оставшегося в ней «Маленького» Криса — сына Криса Большого. Укрывшись на заднем сиденье и приставив нож к горлу мальчика, Дог требует вернуть ему деньги. Большой Крис хладнокровно предлагает ради скорейшего разрешения ситуации ехать прямо к Гарри; Дог соглашается, продолжая угрожать ножом. Подъезжая к офису Лансдейла, Крис неожиданно для Дога врезается в припаркованную тут же машину Эдди. Быстро придя в себя после задуманной аварии, Крис, неимоверно разгневанный всем произошедшим, теряет своё обычное хладнокровие и жестоко убивает бессознательного Дога. Забрав с собой пришедшего в себя сына, он заглядывает в машину друзей Эдди, чтобы принести извинения, но обнаруживает, что все трое потеряли сознание, а сам Эдди держит в руках ту самую сумку с деньгами, которую он только что передал Гарри. Крис, возмущённый тем, что деньги снова по непонятной причине оказались у Эдди, забирает сумку и идёт в офис Гарри, где находит мёртвые тела и Тома с двумя ружьями в руках. Том, зная, что ружья не заряжены, направляет стволы на Криса, и, держа его на прицеле, выходит. Крис, в свою очередь, не зная, что ружья не заряжены, выходит через другую дверь — он остаётся с деньгами, а Том — с ружьями.
Эдди приходится давать показания, но никаких обвинений ему не предъявляют за неимением доказательств. Единственной уликой, которая может послужить обвинению, остаются два старинных ружья, но друзья убеждены, что Том уже избавился от них. Когда Том смущённо признаётся, что оставил их у себя, чтобы снова продать Нику Греку, возмущённые друзья требуют немедленно утопить ружья в реке. Том неохотно соглашается и уезжает, после чего в баре появляется Большой Крис. Он возвращает друзьям сумку и говорит им, что воспользовался её содержимым в качестве компенсации за утерю «работодателя», финансово позаботившись о себе и о сыне. Выйдя из бара, Крис садится в роскошную и сообщает сидящему рядом сыну, что теперь они официально занимаются денежными займами.
В возвращённой друзьям сумке оказывается лишь аукционный каталог, где рядом с фотографией антикварных ружей, которые Том отправился выбрасывать, указана их примерная стоимость — до 300 тыс. фунтов стерлингов за штуку. Друзья немедленно звонят Тому.
Том тем временем выбрасывает ружья в реку, но они падают на приступку возле перил моста. Тому приходится сильно перегнуться через перила, засунув мобильный телефон себе в рот, чтобы он не выпал из кармана пальто.
Фильм заканчивается открытым финалом: на последних секундах телефон начинает звонить у Тома во рту, и ему приходится решать — сразу ответить на звонок или сначала сбросить ружья в воду.
В ролях
Роли ребят исполняли
Ник Моран — Эдди
Джейсон Флеминг — «Толстый» Том
Джейсон Стэтам — «Бекон»
Декстер Флетчер — «Мыло»
Также в главных ролях
Винни Джонс — «Большой Крис»
Стинг — Джей Ди
Ленни МакЛин — Барри «Креститель»
Пи-Эйч Мориарти — Гарри «Топор» Лонсдейл
Питер МакНиколл — «Маленький Крис»
Роли второстепенные
Стивен Макинтош — Уинстон
Стефен Маркус — Ник «Грек»
Фрэнк Харпер — Дог
Вес Блэквуд — Рори «Ломщик»
Николас Роуе — Джей
Ник Маркью — Чарльз
Чарльз Форбс — Вилли
Стив Суини — Планк
Хагги Ливер — Пол
Тони МакМэхан — Джон
Джейк Эбрхахам — Дин
Виктор МакГуайр — Гэри
Съёмочная группа
Режиссёр: Гай Ритчи
Автор сценария: Гай Ритчи
Продюсер: Мэттью Вон
Композиторы: Дэвид А. Хьюс, Джон Мёрфи
Оператор: Тим Морис-Джонс
Художники: Иэйн Эндрюс, Ив Мавракис
Монтаж: Нивен Хауи
Художник по костюмам: Стефани Холли
Художник по гриму: Кэтрин Скобл
Технические данные
Продолжительность — 107 мин, в режиссёрской версии — 126 мин.
Цветной
Звук Dolby Digital
Язык оригинала — английский
Художественная ценность
Фильм снят в достаточно новаторской манере, с использованием необычных планов и ракурсов, а динамичный монтаж не даёт зрителю заскучать и весь фильм держит во внимании.
Несмотря на обилие персонажей, зритель не запутывается в них — каждый по-своему колоритен. В этом заслуга как режиссёра и автора сценария Гая Ритчи, так и сыгравших в картине актёров.
Многие критики отметили удачный подбор исполнителей: среди них ни одной кинозвезды, но именно актёрская игра стала одной из главных составляющих успеха фильма.
Музыкальное решение фильма нетрадиционно— в нём звучит рок, а сцена с жестокой перестрелкой двух банд происходит под жизнерадостную мелодию сиртаки.
Интересные факты
Фильм снимали на старую плёнку, что показывает, как давно это было. В основу фильма легла история с молодым преступником по кличке "Гувернёр".
Роль Джейди, отца Эдди, исполняет знаменитый английский рокер Стинг.
Роль «Большого Криса» исполняет Винни Джонс, в прошлом — профессиональный футболист, игравший в Англии на высшем уровне.
Барри «Баптиста» играет Ленни МакЛин, английский профессиональный спортсмен-боец. МакЛин во время съёмок заболел, но думая что подхватил лишь простуду, продолжил съёмки. МакЛин умер от рака лёгких 28 июля 1998 года, за месяц до премьеры фильма, и продюсеры решили изменить афиши так, чтобы его фамилия называлась в числе исполнителей главных ролей, хотя на самом деле персонаж Барри — достаточно эпизодический.
В фильме насчитывается 19 трупов.
Сцены, в которой Ник «Грек» разбивает стекло кофейного столика, изначально не было в сценарии. Такой эпизод произошёл во время съёмок, и Ритчи решил включить его в фильм.
В комментарии футбольного матча, который смотрит Рори в пабе, упоминаются в качестве игроков режиссёр и автор сценария Гай Ритчи и продюсер Мэтью Вогн.
В последней сцене фильма Том одет в кепку — во время перерыва в съёмках у исполнителя этой роли Джейсона Флеминга отросли волосы и он не хотел их стричь ради одной сцены.
Человека, которого окунает головой в бочку Барри «Баптист» в начале фильма, сыграл оператор Тим Морис-Джонс.
Каталог антикварного оружия, который появляется в конце фильма, называется «Botheby’s» — пародия на реально существующий в Англии «Sotheby’s»
Во многих странах введены ограничения по возрасту на просмотр фильма: в Великобритании, Франции, Канаде, Испании, Корее, Новой Зеландии — 18 лет, в Нидерландах, Швейцарии, Германии, России, Португалии — 16, в Дании, Швеции, Норвегии — 15, и так далее.
Фильм занимает 198-е место в рейтинге лучших фильмов всех времён и народов IMDb[источник?].
На сайте IMDb фильм получил от зрителей среднюю оценку 8.1 (из 10)
Фильм также входит в список «правильных переводов» от Гоблина [1] , название фильма дословно переведено им как «Карты, деньги и два дымящихся ствола»
Награды и номинации
Награды
1998 — Премия British Comedy Award за лучшую комедию Великобритании
1998 — Премия British Independent Film Award за наиболее окупившийся фильм
1998 — Премия на международном фестивале в Токио за лучшую режиссуру (Гай Ритчи)
1999 — Приз зрительских симпатий BAFTA
1999 — Премия Empire Award за лучший фильм Великобритании
1999 — Премия Empire Award за лучший дебют (Винни Джонс)
1999 — Премия Evening Standard British Film Awards за новаторскую режиссуру (Гай Ритчи)
1999 — Премия London Critics Circle Film Award за лучший фильм Великобритании
1999 — Премия London Critics Circle Film Award за лучший сценарий (Гай Ритчи)
1999 — Премия MTV за лучший режиссёрский дебют (Гай Ритчи)
2000 — Премия «Golden Slate» за самый смешной фильм
2000 — Премия «Эдгар» за лучший сценарий (Гай Ритчи)
Номинации
1998 — Номинация на премию British Independent Film Award за лучший фильм Великобритании
1998 — номинация на премию British Independent Film Award за лучший сценарий (Гай Ритчи)
1998 — Номинация на премию British Independent Film Award за лучшую режиссуру (Гай Ритчи)
1998 — Номинация на приз за лучший фильм на фестивале молодого кино в Турине
1999 — Номинация на премию Александра Корды BAFTA за лучший фильм Великобритании
1999 — Номинация на премию BAFTA за лучший фильм Великобритании
2000 — Номинация на премию «Сьерра» Las Vegas Film Critics Society Awards за лучший монтаж (Нивен Хауи