«Куб» (англ. «Cube») — канадский фантастический фильм 1997 года режиссера Винченцо Натали.


Сюжет

Человек по имени Алдерсон (Alderson) пробуждается в странной комнате кубической формы. В центре каждой из четырёх стен, а также на полу и в потолке находятся двери квадратной формы. Человек, оправившись от шока, открывает одну из дверей, и обнаруживает, что за стеной находится комната, совершенно идентичная той, в которой находится он сам. Исключение составляет цвет освещения. Он проверяет вторую дверь — результат аналогичен. Человек в растерянности, он решает открыть ещё одну дверь и приходит к выводу, что вокруг него находятся совершенно одинаковые комнаты кубической формы. Он решается перелезть через дверь в другую комнату. Он озирается, не видит ничего страшного, делает шаг вперёд, и, внезапно, что-то незаметное в момент разрезает его тело на куски, человек в буквальном смысле разваливается. Это была ловушка. Орудие, убившее Алдерсона, представляло собой решётку из острых, как бритва, лезвий. Когда жертва была уничтожена, орудие сложилось и приняло своё изначальное боевое положение.

Позже, в другой комнате, встречаются несколько других людей: Кве́нтин (Quentin) — полицейский, Ворт (Worth) — архитектор, Хо́ллоуэй (Holloway) — врач, Ренн (Rennes) — мастер по выживанию и Ле́вен (Leaven) — студентка. Ни один из них не знает, как и с какой целью они попали в Куб. В каждом из дверных проёмов находятся цифры, но что они значат — неизвестно. У людей складываются разные предположения относительно Куба — быть может, это правительственный эксперимент, или даже пришельцы. Квентин предупреждает остальных о спрятанных ловушках, рассказывает, как несколько мгновений назад он чудом смог сохранить голову на плечах. Заключённые рассуждают, что раз сюда можно войти, значит, можно и выйти. Они объединяются в команду и начинают делать всё возможное, чтобы найти Выход. Ренн, который сумел сбежать не менее, чем из семи тюрем, демонстрирует способ проверки комнат на наличие ловушек. Ренн бросает в комнату башмак, в надежде, что ловушка сработает, если нет — комната безопасна. Команда возлагает надежды на Ренна.

В следующее мгновенье Ренн пролезает в очередную проверенную им комнату и застывает от страшного щелчка: будто бы из пустоты возникает трубка, разбрызгивающая в лицо Ренну кислоту. Тот умирает мучительной смертью. Заключённые решают, что проверять комнаты с помощью башмаков неэффективно. Им надо придумать более точный способ находить ловушки.

Квентин расспрашивает каждого из группы о том, чем они занимались до того, как попали в Куб. Холлоуэй была врачом обычной клиники, Ворт разрабатывал проекты для строительств. Левен — студентка-отличница, которая любит «болтаться со своими друзьями». Квентин рассуждает, что все из команды обладают какими-то незначительными навыками, которые воедино смогут помочь найти выход. — «С Холлоуэй они сняли украшения, но одели очки на Левен…». Выясняется, что Левен — эксперт в математике. Она смотрит на цифры, расположенные между комнатами и выдвигает теорию: если 9-значное число является простым, значит, в этой комнате спрятана ловушка. На практике эта теория оказалась верной.

Левен раскрыла зашифрованный код, команда быстро проходит сквозь Куб, обходя ловушки. Наконец, они попадают в комнату, со всех сторон окружённую ловушками. Есть только один вариант — лезть к потолку. Квентин открывает верхнюю дверь, и к ним на головы падает еще один человек. Его зовут Ка́зан. Он, как оказалось, умственно отсталый, а это подвергает опасности всю группу.

Группа всё больше думает о предназначении Куба, противоречия между заключёнными обостряются. Квентин отрицает идеи Холлоуэй о правительственном заговоре. Холлоуэй говорит, что Квентин наивен. Они также спорят о Казане: Холлоуэй проявляет сочувствие к его болезни, а Квентин мечтает избавиться он него.

Квентин проникает в следующую комнату и чудом избегает смерти: ему удаётся ускользнуть из пояса острейших лезвий. Левен пытается оправдаться, говорит, что она плохо обратила внимание на числа. Она сбилась из-за Ворта, который начал давать ей советы. Квентин стал допрашивать Ворта о его прежней жизни. Оказалось, Ворт разработал внешний каркас Куба, проще говоря, помог создать Куб. Сам Ворт говорит, что не знает, на кого он работал, кто за всем этим стоит. Это разожгло всеобщее недоверие к нему, но за этим последовала и подсказка: Ворт знает, что в Кубе есть выход — это небольшое отверстие, разработанное им самим. Также он знает, что длина одной стороны Куба равна 434 футам. Левен сразу же делает вычисления и понимает, что числа, которые есть в каждой комнате — не что иное, как декартовы координаты. Это координаты, по которым можно вычислить положение комнат в Кубе. Левен принимается высчитать размер Куба: длина одной комнаты составляет 14 футов, отсюда выходит, что вся «душегубка» — это огромный куб с 26x26x26 комнатами в длину, ширину и в высоту соответственно. Всего Куб составляет 17576 комнат.

Группа всё ближе приближается к краю Куба. Квентина раздражают Холлоуэй и Казан, он становится холодным, бесчувственным и злым. Группа заходит в тупик: со всех сторон, а также снизу и сверху находятся ловушки. Они обнаруживают комнату, где сенсоры реагируют на звук. Квентин отказывается идти по обратному пути, настаивая, что через звуковую ловушку им удастся пройти, если соблюдать строгую тишину. Всей группе удаётся беззвучно пройти эту комнату, последним идёт Квентин. Казан, не способный понять, что происходит, издаёт звук. Тысячи острых копий мгновенно заполоняют пространство, но в последнюю секунду Квентину удаётся избежать смерти, он запрыгивает в безопасную комнату. Кипя от ярости, Квентин готов убить Казана. Холлоуэй заступается за него. Квентин впадает в безумие.

Заключённые наконец достигают края Куба. Но здесь их ждёт разочарование: между внешним каркасом и комнатами существует немалое пространство. Они решают сделать из своей верхней одежды верёвку, чтобы опустить кого-нибудь вниз. Холлоуэй предлагает опустить себя, так как она «самая лёгкая». Группа спускает Холлоуэй к основанию Куба. Внезапно она чуть не роняет верёвку: отчего-то встряхнулись стены. Квентин не даёт Холлоуэй упасть, но в эту же секунду, бросив на неё суровый взгляд, Квентин отпускает верёвку и Холлоуэй падает. Другим он объясняет, что это был несчастный случай. Квентин даёт группе один час на отдых, объясняя, что надо восстановить силы.

После небольшого отдыха, Левен просыпается и видит Квентина, закрывающего её рот. Он хочет бросить остальных и искать Выход наедине с Левен. Ворт и Казан стараются помешать ему. Квентин проговорился, что сам сбросил Холлоуэй в пропасть. Оставшиеся в живых настраиваются против него.

В приступе гнева Квентин бросает Ворта в подпольную комнату. Упав вниз, Ворт начинает дико смеятся, остальные в растерянности. Левен, Казан и Квентин спутились к Ворту, чтобы разобраться. В комнате лежит труп Ренна с лицом, разъеденным кислотой. Группа думает, что они ходят кругами. Но Левен догадывается, что комнаты каким-то образом движутся. Комнаты перемещаются по периметру Куба, подобно множеству лифтов. Заключённые теперь понимают, откуда все эти шум и тряска. Левен разобралась, что числа могут показывать ещё и процесс перемещения комнат. Она вычисляет, что эта комната перемещается в то место, где находится дверной проём между Кубом и внешним миром. Левен наступает на осколок стекла, который когда-то был частью её очков. Она понимает, что это именно та комната, с которой они начали свой путь. Теперь для них открылась довольно нелепая истина: чтобы достигнуть Выхода, им надо было просто сидеть на одном месте.

Перед Левен теперь стоит новая задача: нужно вычислить начальные координаты комнат, а для этого выполнить довольно трудные вычисления. К счастью, им открывается предназначение Казана — он умеет манипулировать гигантскими числами. Достаточно дать ему задачу, ответ он даст моментально. Возможно, это феномен его болезни.

Казан превращается в самого значимого человека в группе. Вместе они благополучно обходят ловушки, выход из Куба приближается. Группа решает бросить Квентина, который окончательно обезумел. Они обманывают его, и он остается внизу, оторванный от группы. Левен, Казан и Ворт наконец находят Мост — промежуточную комнату между Кубом и внешним миром. Они открывают дверь и яркий белый свет льётся в комнату, выход — перед ними. Ворт говорит, что не пойдёт: «там» ему не к чему стремится. В этот момент появляется Квентин, забрызганный кровью. Оторванной от двери ручкой, словно кинжалом, он убивает Левен, Казан вылезает из Куба. Квентин хватает Казана, не давая ему выйти. Ворт из последних сил удерживает Квентина между дверей. В этот момент комната начинает перемещаться, разрывая зажатое между комнатами тело Квентина надвое. Умирающий Ворт ложится рядом с убитой Левен. В душе он рад, что дал Казану спастись, с этой мыслью он умирает.

Казан — единственный, кто смог выбраться из Куба. В заключительном кадре мы видим его, медленно идущим на яркий свет.


Квентин

Злопамятный полицейский. Отличается неуравновешенной психикой и боязнью передвигающихся вещей. Самый загадочный персонаж.Вначале фильма кажется что это человек,который возьмет лидерство на себя,окажется самым стойким.Но на протяжении фильма мы видим ужасные изменения,происходящие с ним и в конце мы видим ужасного психопата,пугающего одним только взглядом.

Холлоуэй

Левен

Джоан Левен появляется в фильме как девушка, нуждающаяся в помощи. Вместо исследования того, что её окружает, она кричит о помощи, покуда не привлекает Квентина, Холлоуэй и Ворта. Она единственный член группы, у которого остались личные вещи (очки), и вносит ценный вклад в поиски выхода со своими способностями к математике. Она побуждает Ворта продолжать идти, и на протяжении большей части фильма её важность для команды неоценима. Левен была убита Квентином возле самого выхода из Куба.

Ворт

Рэнс

Казан

Ка́зан представляет собой человека с ярковыраженным психическим расстройством — аутизмом. Квентин практически сразу предлагает избавиться от него, заявляя, что Казан будет только тормозить весь процесс поиска Выхода. Однако выясняется, что Казан умеет производить вычисления с очень большими числами. Другие считают, что это феномен его болезни. Казан мгновенно превращается из обузы в многозначительную личность, легко манипулируя астрономическими числами.

Есть предположение, что Казан и Эрик Винн (главный герой фильма Куб Ноль) — это один и тот же человек. Теоретически это так: в конце фильма Эрик Винн пережил операцию на головном мозге и был перенесён обратно в Куб. Хирург Куба сделал так, чтобы Винн больше никогда не помог бы другим заключённым найти Выход.

Практически же Винн был помещён в Куб другой конструкции (тот, что фигурировал в фильме Куб Ноль), одет в другую одежду с именем "WYNN" и внешне не похож на Казана (играют разные актёры).

Возможая причина болезни Казана и помещения его в Куб - хирургическое вмешательство и наказание за серьёзную провинность - ранее Казан мог являться сотрудником обслуживающего персонала Куба (как в случае с Эриком Винном), что косвенно подтверждают его удивительные способности. О хирургическом вмешательстве также свидетельствует короткая стрижка Казана.

Алдерсон

Ловушки

Интересные факты

Имена героев

Имена всех персонажей фильма выбраны не случайно. Фамилии героев взяты из названий известных тюрем: Квентин — это тюрьма Сан-Квентин в Калифорнии; Холлоуэй — Holloway Prison в Лондоне; Казан — тюрьма в Казани, Татарстан, Россия; Ренн — тюрьма в Ренне, Франция; Алдерсон — тюрьма в Alderson, Западная Виргиния; Левен и Ворт — тюрьма в городе Leavenworth, Канзас.

Примечателен тот факт, что герои не только носят имена тюрем, но и полностью отражают их особенности. Так, Казань (человек, страдающий аутизмом) — неорганизованная тюрьма. Квентин (полицейский) известен своим зверством. Holloway — женская тюрьма. Alderson — тюрьма, где общим наказанием является изоляция. Leavenworth — тюрьма с точным до мелочей набором правил (математическая точность Левен).

Съёмки

Фильм был снят в звукозаписывающей студии в Торонто. Для съёмок была построена всего одна комната с размерами 14x14x14 футов. Цвет комнаты изменяли с помощью сменных цветных панелей. Фильм снимали последовательно для каждого цвета, так как смена панелей требовала времени. Изначально хотели сделать шесть цветов для комнаты, но из-за небольшого бюджета пришлось сделать только пять. На съёмках была всего одна работоспособная дверь.